Индиана Джонс и пещера Иоанна Крестителя

Индиана Джонс и пещера Иоанна Крестителя

Обнаружение «пещеры Иоанна Крестителя» недалеко от Иерусалима было большой публицистической драмой. Новости археологии легко зажигают воображение. Вспомните сериал об Индиане Джонсе. Правда ли, что Иоанн Креститель начал крестить своих последователей в этой пещере? Давайте рассмотрим факты и узнаем.

Исторических источников информации о местонахождении Иоанна Крестителя немного. Из них Евангелия, особенно от Луки, дают нам наиболее точную информацию. Другим источником могут быть «Еврейские древности» Иосифа Флавия. Св. Лука сообщает нам, что Захарий, отец Иоанна, был священником, который жил с матерью Иоанна, Елизаветой, в «городе Иудейском» в «горной стране». Ни один источник не сообщает нам, где именно он был. Но следует исходить из того, что люди живут рядом со своим местом работы. Если так, то этот город находился недалеко от Иерусалима, потому что в Храме работали священники. Традиционно считается, что Захарий и Элизабет жили в Эйн-Кереме, небольшом городке недалеко от Иерусалима, но нет никаких археологических находок, которые могли бы это подтвердить.

Некоторые церкви были построены в Эйн-Кереме с византийской эпохи, хотя мы не знаем, были ли более ранние церкви посвящены Иоанну Крестителю или связаны с ним. Первыми, кто связал Эйн Керема с Иоанном, были крестоносцы, но следует подчеркнуть, что эти христианские завоеватели Святой земли использовали эти святые места для приспособления их к территории, которой они управляли.

Когда крестоносцы контролировали путь в Иерусалим, они сказали, что деревня Эммаус находится в деревне Абу Гош, и построили там красивую церковь. Спустя сто лет, после того как мусульмане изгнали их оттуда, они, не колеблясь, назвали Кубейбу единственным и неповторимым Эммаусом. Также там построили церковь, монастырь и крепость.

На самом деле всегда был город под названием Эммаус. Он расположен в долине Аялон. Ранние христиане считали, что это настоящий Эммаус, упомянутый в Евангелиях, и великолепные церкви были построены здесь в византийскую эпоху, 1500 лет назад. Проблема с этой идентификацией заключалась в том, что это место находится более чем в 30 километрах от Иерусалима, в то время как, по словам Святого Луки, расстояние составляло всего 11 километров.

Вернемся к Иоанну Крестителю. Мы уже рассмотрели место его рождения. А теперь зададимся вопросом: где он проповедовал и крестил? Евангелия говорят нам в основном о двух географических фактах. Что он проповедовал и совершал религиозные обряды в Иудейской пустыне и крестил людей, пришедших к нему из Иудеи и Иерусалима, в реке Иордан.

Святой Иоанн особо упоминает место под названием Энон, недалеко от Салима. Он говорит, что Иоанн Креститель работал там, «потому что там было много воды». Святой Иоанн упоминает другое место под названием «Вифабара за Иорданом, где крестил Иоанн». Единственный возможный вывод для тех, кто знаком с местностью, должен заключаться в том, что Иоанн крестил своих собратьев-евреев в окрестностях Иерихона. Это было единственное место, сочетающее воду реки Иордан, удобную дорогу из Иерусалима и Иудеи и географическую близость к пустыне, Иудейской пустыне.

Св. Лука сообщает нам, что Иоанн родился, когда Ирод был тетрархом Галилеи. Это значит
Иоанн жил, когда Ирод 2, сын царя Ирода Великого, правил северной и восточной частью страны. Много лет спустя этот тетрарх (римский князь) арестовал Иоанна и жестоко казнил его, обезглавив.

Почему его посадили в тюрьму и ликвидировали? В некоторых Евангелиях говорится, что Иоанн публично упрекнул тетрарха в его злодеяниях. Но великий еврейский историк Иосиф Флавий рассказывает нам другую историю. Джон считался политически опасным. Св. Матфей намекает, что эта версия достоверна, когда говорит, что Ирод «боялся народа, потому что они считали его (Иоанна) пророком».

Главный вклад Иосифа Флавия в нашу историю — это рассказ о том, где Иоанн был заключен в тюрьму и убит. Это было в крепости Махерус (Михвар, на иврите), остатки которой можно увидеть сегодня в Иорданском царстве.

Кибуц Цуба (правильное еврейское название — Цова), где была обнаружена пещера, расположен всего в четырех километрах от Эйн-керем, который, вероятно, был местом рождения Иоанна, как упоминалось выше. Но следует помнить, что Джон там не работал. Ему нужно «много воды». В районе Цуба-Эйн-Керем воды мало. Исторические источники помещают эту сцену в другое место: на реке Иордан, очевидно, недалеко от Иерихона. Почему бы им не поверить?

В нескольких сотнях метров от пещеры Цуба, на вершине другого холма, можно увидеть остатки небольшой крепости. Крестоносцы построили его, чтобы контролировать второстепенный путь в Иерусалим, используемый паломниками. В те дни крестоносцы больше не контролировали главную дорогу в Иерусалим, и у них не было другого выбора, кроме как использовать свое продуктивное воображение для «создания» новых «библейских мест». Близлежащий Абу-Гош — один из них. Им стал Эммаус.

Является ли пещера Цуба современной такой корректировкой версий? Может быть. Но это также могло быть место, где Иоанн Креститель действительно крестил. Почему нет? Он родился недалеко отсюда. Его родители все еще могли жить в Эйн-Кереме. Может быть, он использовал пещеру, когда приезжал к ним в гости?

Здесь мы имеем дело со спекуляциями. И это выходит за рамки нашего обсуждения. Считается, что большинство святых мест в Израиле являются оригинальными, без каких-либо убедительных научных доказательств. Это имеет значение? Видимо ответ отрицательный. Вера — это дело сердца, а не науки.

Что археологи действительно знают наверняка, так это то, что пещера Цуба использовалась евреями в течение длительного периода времени, начиная с правления иудейских царей примерно за 600 лет до Иоанна. Он продолжал использоваться христианами до 300-400 лет после Иоанна. На стене есть некоторые резные фигурки того времени, которые представляют собой символы, связанные с Иоанном Крестителем, включая его изображение, рисунок его обезглавленной головы и форму креста.

Внутри пещеры археологи нашли много черепков глиняной посуды, что указывает на то, что пещеру можно было использовать для крещения. Этого достаточно, чтобы что-то доказать? Ответ — нет. Стоит ли приехать? Ответ абсолютно положительный. Но для этого люди должны подождать. Пещера еще не открыта для посетителей.

Share